Что такое ISO 9000, ISO 9001? Печать

 

ISO 9001:2000 – это международный стандарт, обобщающий передовой мировой опыт в области управления производством, содержит требования к организации производства. Первый вариант этого международного стандарта был опубликован Международной организацией стандартов (ISO) в 1987 г., после чего он два раза пересматривался. Штаб-квартира центрального секретариата ISO находится в Женеве. Стандарты ISO 9000 приняты более чем в 90 странах мира в качестве национальных.

Таким образом, когда говорят о «Стандартах серии ISO 9000:2000», имеют в виду три международных стандарта: ISO 9000:2000, ISO 9001:2000 и ISO 9004:2000. В России введены в действие три аналогичных российских (национальных) стандарта: ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001.

Ключевое понятие, используемое в стандартах – «Система управления качеством». Особенностью стандартов является то, что они предъявляют требования не к качеству продукции напрямую, а к системе организации управления производством, которое призвано обеспечивать предсказуемый и стабильный уровень качества продукции. С точки зрения стандартов серии ISO 9000, качественной считается не та продукция, которая соответствует только техническим условиям и чертежам, а та, которая удовлетворяет как специфицированным (прописанным), так и предполагаемым (не прописанным) ожиданиям клиента. Наличие у предприятия сертификата ISO 9000 - это подтверждение безупречной организации бизнес-процесса в компании на всех его стадиях, от производства продукта до послепродажного обслуживания.

Сертификат ISO 9000 – это стандартная модель системы управления качеством, которая может быть использована в любой организации. Созданная на основе ISO 9000 успешно работающая система качества обеспечивает уверенность в том, что:

- выпускаемая продукция действительно удовлетворяет запросам потребителей; 
- учитываются требования к охране окружающей среды; 
- основное внимание уделяется предотвращению проблем, а не их ликвидации после возникновения.

20 основных элементов стандарта ISO 9001:

· Ответственность руководства 
· Система качества. 
· Анализ контрактов. 
· Проектирование. 
· Управление документацией и данными. 
· Закупки. 
· Продукция, которая поставляется заказчику. 
· Идентификация и прослеживаемость продукции. 
· Управление процессами. 
· Контроль и испытания. 
· Контрольно-измерительное оборудование. 
· Статус проверки испытаний. 
· Управление несоответствующей продукцией. 
· Корректирующие действия. 
· Послепроизводственная деятельность. 
· Регистрация данных о качестве. 
· Внутренние аудиты. 
· Обучение. 
· Обслуживание. 
· Статистические методы.

Ознакомиться с этими стандартами и использовать их в работе может каждый желающий. Что же касается сертификации, то тут дело обстоит не так просто. Сертификация — это не формальная процедура. Сертификация гарантирует, что компания хорошо организована, в ней четко распределены обязанности и процедуры, имеются оперативные инструкции, подробно документированные и известные всему персоналу. Это гарантия соблюдения технологических процессов, надлежащего контроля за исполнением работ и, конечно же, это признание профессионализма хорошо обученного персонала, способного выполнять свою работу качественно и в срок.

Высокий уровень требований, выдвигаемых к сертифицируемым системам качества, обуславливается выбором соответствующего сертифицирующего органа. Сама ISO не проводит сертификацию и, более того, никого не уполномочивает выполнять ее. По общепринятой мировой практике документ о соответствии стандарту выдает аудиторская (проверяющая) компания, которой может быть любое юридическое лицо, получившее лицензию (аккредитацию) на подобный род деятельности в данной стране. Иными словами, ценность конкретной бумаги определяется исключительно авторитетом организации, поставившей на документ свою печать.

За рубежом, аудиторская компания хотя и получает аккредитацию у местных органов стандартизации, но выдает сертификат от собственного имени. В России же аккредитация означает, что сертификат должен выдаваться от имени органа по аккредитации, т. е. Госстандарта. По мнению западных специалистов, этим нарушается принцип разделения функций аккредитации и сертификации. 

В последнее время стала заметна тенденция среди российских предприятий: они стремятся не только следовать требованиям стандарта качества, но и получить авторитетный документ о соответствии ему. Такое условие регулярно выдвигается со стороны зарубежных партнеров, все чаще встречается в тендерах. Но самое главное — растет понимание, что подобные требования являются не простой формальностью, а действительно нужны для повышения эффективности работы предприятий.

Стремление российских предприятий получить сертификат Системы управления качеством заслуживает огромного уважения и является замечательным примером для подражания. Однако встречаются случаи, когда сертификация осуществляется аудиторской компанией, не обладающей каким-либо международным авторитетом. К глубокому сожалению, такой факт может трактоваться единственно возможным образом – выбор проверяющей компании обусловлен желанием руководства предприятия сэкономить на получении сертификата. Соответственно, ценность обладания таким сертификатом сомнительна, как сомнительно и наличие на предприятии хорошо организованной Системы управления качеством.

Кстати первой в мире подшипниковой компанией, получившей сертификат ISO является фирма SNR